Воскресенье, 19.05.2024, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Проектирование теплоснабжения и сантехсистем

Категории раздела

Главная » 2011 » Июль » 8 » Глобальный экологический фонд (ГЭФ) об энергоэффективности
22:01
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) об энергоэффективности
ГЭФ профинансировал проект по возобновляемым источникам энергии в Российской Федерации

29 ноября 2009 г. был запущен пятилетний проект «Россия. Программа развития возобновляемых источников энергии» (ПРВИЭ), софинансируемый ГЭФ и МФК (Международной финансовой корпорацией). Это первый проект ГЭФ-МФК по развитию возобновляемых источников энергии в Российской Федерации.

Цель проекта — создание условий для формирования в России стабильного рынка возобновляемых источников энергии при тесном сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирным банком.

Проект ПРВИЭ включает в себя как предоставление консультационных услуг, так и развитие финансовых механизмов. Сумма инвестиций ГЭФ — более 10 миллионов долларов США, еще 142 миллиона приходится на софинансирование. Большая часть суммы софинансирования — это два коммерческих кредита, предоставленных МФК и ЕБРР. С российской стороны реализацией проекта занимается Министерство экономического развития Российской Федерации.

В рамках реализации проекта ПРВИЭ предусмотрено устранение препятствий к широкому использованию возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, развитие соответствующей нормативно-правовой базы и рыночных механизмов стимулирования. Программа охватывает отдельные регионы России, отобранные исходя из наличия в них благоприятных предпосылок к развитию возобновляемых источников энергии. Это, в частности, регионы, где подобные проекты уже реализуются, где имеются возобновляемые источники энергии, а также значимая потребность в электричестве и тепле и необходимая инфраструктура. Кроме этого, деятельность в рамках ПРВИЭ направлена на повышение информированности основных участников рынка и лиц, ответственных за принятие решений, что в конечном счете должно привести к ощутимым инвестициям в развитие возобновляемых источников энергии в России.
Основные компоненты Программы

Компонент 1. Разработка нормативно-правовой базы, в рамках которой решаются основные юридические и законодательные вопросы, в частности, разрабатываются меры поощрения инвестиций в развитие возобновляемых источников энергии. Подчиненные задачи: развитие информационной базы для выработки основных принципов; поддержка межведомственной рабочей группы в разработке законодательства по возобновляемым источникам энергии; достижение всеобщего согласия и повышение информированности общественности; разработка необходимых принципов и подзаконных актов.

Компонент 2. Развитие рыночных возможностей, решение вопросов экономической целесообразности и устранения препятствий, связанных с рыночной инфраструктурой, отношением рынка к различным технологиям на основе возобновляемых источников энергии, а также возможности их реализации в России. С целью предотвращения чрезмерного распыления усилий, эти мероприятия будут проводиться в 2–3 регионах, включенных в Программу. Подчиненные задачи: оценка возобновляемых источников энергии; договоры и юридическая поддержка инвесторов; развитие рыночной инфраструктуры.

Компонент 3. Финансирование развития возобновляемых источников энергии — решение вопроса о доступности финансовых продуктов, необходимых разработчикам и инвесторам, действующим в сфере возобновляемых источников энергии, например: долгосрочное финансирование и выполнение требований, необходимых для получения возможности предлагать продукцию независимым энергетическим проектам и другим инвесторам/разработчикам. Подчиненные задачи: создание необходимых возможностей в банковском секторе и учреждение финансирующей организации.

Посредством выполнения этих трех компонентов Программы предполагается создать в России рынок возобновляемых источников энергии. Основными индикаторами успеха проекта станут:
Прямое сокращение суммарного объема выбросов парниковых газов на 5 миллионов тонн эквивалента CO2 в течение 20 летнего цикла инвестирования, косвенное сокращение суммарного объема выбросов парниковых газов на 20–200 млн тонн.
Принятие законов и внедрение программы поощрения развития возобновляемых источников энергии, в том числе:
формирование нормативно-правовой базы, предусматривающей создание механизмов поощрения, позволяющих возобновляемым источникам энергии конкурировать с традиционными источниками; анализ и реализация различных налоговых льгот, субсидий, оплаты подаваемой в сеть энергии, ускоренной амортизации;
обеспечение прозрачности, предсказуемости и эффективности процессов и процедур получения разрешений на аренду земли, получения прочих разрешений и лицензий, позволяющих обеспечить необходимую поддержку (в том числе в виде инвестиций) развития частного сектора со стороны, например, независимых производителей энергии;
создание нормативно-правовой базы в сфере возобновляемых источников энергии, обеспечивающей решение вышеперечисленных вопросов на региональном (в рамках федеральных округов, областей, краев) и, возможно, на местном уровнях управления, если для решения таких вопросов требуется поддержка.
Принятие решений о финансировании 30 проектов по развитию возобновляемых источников энергии.
Направление на реализацию проектов в сфере возобновляемых источников энергии инвестиций от МФК, ЕБРР и других спонсоров на общую сумму 366 миллионов долларов США.
Достижение мощности генерации энергии, полученной из возобновляемых источников, до 205 МВт.
Достижение к 2015 году ежегодной выработки 770 ГВт•ч электроэнергии из возобновляемых источников энергии.

ГЭФ и энергоэффективность

В настоящее время в государственном секторе ГЭФ — один из крупнейших спонсоров повышения энергоэффективности: в развитие этой сферы более чем в 90 развивающихся странах и странах с переходной экономикой ГЭФ инвестировал 850 миллионов долларов США, еще 5,9 миллиарда приходится на софинансирование. Предполагается, что эти вложения позволят к 2020 году снизить объем выбросов углекислого газа на 1,3 миллиарда тонн.

Значительную часть своих ресурсов ГЭФ инвестировал в проекты, направленные на устранение рыночных и других препятствий к повышению энергоэффективности. Благодаря поддержке ГЭФ в развивающихся странах принят ряд законов, нормативных актов, стандартов и правил сертификации зданий, промышленного оборудования, бытовой техники и осветительных приборов. В этих странах были созданы необходимые рыночные механизмы и финансовые инструменты, стимулирующие внедрение энергоэффективных технологий, многие из которых были переданы развивающимся странам, также при содействии ГЭФ.Таблица 2. Энергоэффективность в Российской Федерации
Комплексная программа
Организация, отвечающая за реализацию Проект Финансирование ГЭФ (долл. США) Софинансирование (долл. США) Дата утверждения проекта
 ПРООН Стандарты и маркировка для пропаганды энергоэффективности - 7 810 000; 32 250 000;    5 апреля 2010г. 
 ЮНИДО/ЕБРР Программа преобразования рынка для повышения энергоэффективности в отраслях российской промышленности с наибольшим объемом выбросов парниковых газов 15 385 000; 135 750 000; 22 июля 2010г. 
 ЕБРР Повышение энергоэффективности общественных зданий в Российской Федерации — в рамках Комплексной программы повышения энергоэффективности - 9 210 000; 62 900 000;         3 ноября 2010г. 
 ЕБРР Повышение энергоэффективности городских жилых зданий в Российской Федерации - 9 670 000; 86 700 000; 19 ноября 2010г. 
 ПРООН Переход к рынку энергоэффективных осветительных приборов -7 020 000; 20 500 000 ;   16 марта 2010г. 

 ПРООН Энергоэффективность зданий на северо-западе России - 5 840 000; 23 250 000;           8 октября 2010г. 

ГЭФ продолжает уделять внимание вопросам повышения энергоэффективности как основному способу противодействия изменению климата и надеется привлечь к сотрудничеству государственные организации и частные предприятия, что позволит ему продолжать играть роль основного источника финансирования глобальных экологических проектов.
Энергоэффективность в Российской Федерации

ГЭФ совместно с Программой развития ООН (ПРООН) заложил фундамент работы в сфере энергоэффективности в России, реализовав в 1996 и 2002 годах два проекта: «Создание потенциала для устранения основных барьеров на пути к повышению энергоэффективности жилых зданий и систем теплоснабжения в России» и «Внедрение экономически эффективных мер энергосбережения в российском образовательном секторе».

По результатам проведенной работы Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), совместно с ПРООН и ЕБРР, разработала новую комплексную программу по повышению энергоэффективности в России. Этот рамочный документ, состоящий из шести полномасштабных проектов, был утвержден Советом ГЭФ в апреле 2008 г. Проекты были согласованы с приоритетными направлениями Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 г., принятой 28 августа 2003 г.

Стратегия предусматривает:
сокращение прямых издержек на выработку и использование энергии за счет рационального расходования, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь;
повышение финансовой стабильности и эффективности использования потенциала энергетического сектора, повышение производительности труда;
максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни граждан.

 Каждый из проектов Программы  посвящен какому-то одному важному направлению повышения энергоэффективности, позволяющему существенно сократить выбросы парниковых газов.
Особое внимание — Программе ЮНИДО/ЕБРР по преобразованию рынка для повышения энергоэффективности в отраслях российской промышленности с наибольшим объемом выбросов парниковых газов 1

В рамках комплексной программы ЮНИДО установило прочные партнерские отношения с ЕБРР с целью выработки решений для энергетической индустрии и других отраслей, являющихся существенным источником выбросов парниковых газов. Средний показатель энергоэффективности российской промышленности существенно ниже среднего общемирового значения. Этому имеется ряд объяснений: устаревшее оборудование, традиционно низкие цены на электроэнергию и обилие энергоресурсов, а также низкая заинтересованность правительства и руководителей предприятий в исправлении ситуации.

Однако положение быстро меняется. Правительство Российской Федерации поставило амбициозную цель: снизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40 %. Внутренние цены на ископаемое топливо постоянно растут, приближаясь к мировому уровню, реформы в секторе энергоснабжения привели к возникновению свободного рынка электроэнергии, что позволило запустить рыночные механизмы формирования цен на электричество.

Эти изменения резко повысили интерес к проблеме повышения энергоэффективности. Но все-таки пока на пути внедрения энергоэффективных решений остается множество серьезных препятствий. Так, требуется повысить осведомленность руководителей предприятий в этом вопросе. Кроме этого, правительству необходимо уделить больше внимания разработке и внедрению действенных принципов энергоэффективности.

В других странах действенными оказались системы регулирования потребления энергии (СРПЭ). В среднем они позволяют повышать энергоэффективность на 1–2 % в год в течение многих лет. Это в 2–3 раза превышает эффект от простой замены устаревшего оборудования. Повышение энергоэффективности было продемонстрировано на примере как крупных компаний, так и малых и средних предприятий. Тем не менее практика показала, что требования СРПЭ к последним не могут быть столь же строгими, как к большим компаниям.

Для повышения энергоэффективности есть два пути. Первый — замена имеющегося оборудования на более экономичное. Второй — системная оптимизация– которая предполагает более сложный порядок действий, требующий гораздо больших усилий, но эффективный с точки зрения результативности. Например, замена двигателя может дать 5 % экономии энергии, а замена всей машины на более эффективную позволит выиграть от 20 до 50 %. Считается, что энергопотребление промышленных секторов можно снизить более чем наполовину, если применять системный подход. Ожидается, что в России этот эффект во многих случаях будет выше, чем в других странах, поскольку на многих заводах используются устаревшее оборудование и технологические процессы.

В России уже имеется опыт оптимизации водоснабжения. Системный подход позволяет увеличить (в 2–3 раза!) КПД существующих насосных систем, не превышающий 10 %. Для повсеместного распространения этого опыта требуется создание в промышленности возможностей для внедрения СРПЭ и средств системной оптимизации. В конце ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Для более эффективного исполнения этого закона предусмотрена реорганизация структуры Министерства энергетики Российской Федерации. Например, один из ассоциированных органов, занимавшихся решением исследовательских задач, преобразуется в Российское энергетическое агентство со значительно расширенным кругом обязанностей. Конечно, для разработки и реализации мер, а также для контроля их исполнения придется привлечь множество экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом.

В рамках утвержденного Советом ГЭФ проекта на десяти крупных и пятидесяти малых и средних предприятиях будут введены в действие СРПЭ. На примере этих предприятий будут продемонстрированы конкурентные преимущества, которые дает система регулирования потребления энергии. Сотни компаний узнают о СРПЭ, что, возможно, вызовет у их руководителей желание установить такие системы и на своих предприятиях. Уровень осведомленности о ситуации с энергоэффективностью в различных отраслях промышленности в России существенно возрастет. Подобные изменения могут стать основой для введения национального стандарта регулирования потребления энергии и добровольного принятия этого стандарта в будущем. В рамках реализации проекта обучение пройдет тысяча местных экспертов, сотрудников предприятий и государственных служащих. Эти эксперты могут составить основу для реализации политики по энергосбережению в масштабе всей России.

Существенное влияние на реализацию программы, предложенной ГЭФ, может оказать комбинация различных мер. Эффекта синергии можно добиться, дополнив предложение ГЭФ высокоэффективными средствами финансирования, предлагаемыми ЕБРР, Российской программой финансирования устойчивой энергетики (РПФУЭ), а также поступлениями от торговли квотами на выброс парниковых газов, и использованием специализированных кредитных и акционерных инструментов. Инвестиции в программное и аппаратное обеспечение в рамках реализации проекта позволят использовать средства, получаемые по этим линиям финансирования, более эффективно и рационально. Ожидается, что через пять лет в результате реализации проекта удастся дополнительно сократить объем выбросов углекислого газа (исходя из 10 летнего цикла эксплуатации оборудования) примерно на 3,8 миллиона тонн. В проекте будут использованы опыт финансирования и сеть контактов в России, создававшаяся ЕБРР последние 20 лет, в сочетании с осуществляемой ЮНИДО международной программой передачи технологий и наращивания потенциала в сфере регулирования потребления энергии и оптимизации систем.
ИНИЦИИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ КОТЛЫ В КИТАЕ, ВЬЕТНАМЕ И РОССИИ

Минь Янь (Ming Yang), старший экофинансист, ГЭФ
Введение

ГЭФ — многосторонний финансовый механизм, созданный в 1991 г., выделяет развивающимся странам гранты на реализацию проектов и программ по защите окружающей среды. В данной статье рассказывается о роли ГЭФ в продвижении промышленных энергоэффективных котлов, приводится краткое описание проекта, реализация которого позволила привлечь инвестиции для внедрения таких котлов в Китае. Также здесь описываются преимущества участия ГЭФ в подобных проектах во Вьетнаме и в России.

Около 20 лет назад ГЭФ, Всемирный банк и Правительство Китая разработали и реализовали проект по повышению энергоэффективности промышленных котлов в Китае. Затем, последовав примеру китайской «политики открытых дверей и реформ», Вьетнам привлек иностранные инвестиции в промышленный сектор. За последние несколько лет из Китая, Южной Кореи и Тайваня во Вьетнам было перенесено большое число производств. Этот процесс во многом аналогичен происходившему примерно 20 лет назад переносу технологий и иностранных производств в Китай.

Россия включена в рассмотрение в связи с тем, что в настоящее время в сфере энергоэффективности и выбросов углекислого газа сложилась ситуация, во многом аналогичная наблюдавшейся в Китае два десятилетия назад. На рисунке 3 показана углеродоемкость промышленности Китая (красная линия), России (сплошная синяя линия) и мира (зеленая линия). Если сместить синюю линию на 20 лет назад, мы получим пунктирную синюю, помеченную как «Тень России», которая практически полностью повторяет очертания красной линии. На рисунке ясно видно, что углеродоемкость промышленности России в период с 1990 по 2008 год менялась аналогично тому же показателю промышленности Китая в период с 1971 по 1990 год. Это означает, что перед Россией открываются те же перспективы повышения энергоэффективности, что и перед Китаем 20 лет назад.
Китай. История успешных инвестиций ГЭФ в промышленные котлы

В начале 1990 х годов на энергетическую отрасль Китая приходилось 80 % от общего объема выбросов парниковых газов в стране. Главным источником выбросов было сжигание угля в средних и малых промышленных котлах, производящих менее 65 тонн пара в час на установку. В 1990 году в Китае в таких котлах было сожжено более 350 миллионов тонн угля (около 35 % всего угля, потребляемого в стране), при этом в атмосферу было выброшено 715 миллионов тонн углекислого газа (30 % от общего объема выбросов, производимых энергетикой Китая).

На начало 1990 х годов в Китае насчитывалось примерно полмиллиона промышленных котлов, не использовавшихся в энергетической отрасли. Более половины всех котлов вырабатывало от 1 до 4 тонн пара в час, а средняя выработка составляла всего 2,3 тонны в час. В отличие от других крупных промышленно развитых стран, где от котлов, в которых сжигается уголь, в основном уже отказались, более 95 % промышленных котлов в Китае работало на угле. Если учесть преимущества угля перед нефтью и отсутствие крупных залежей газа в Китае, можно ожидать, что потребление большого количества угля продолжится и в XXI веке.

В последней четверти прошлого века в Китае продолжали использоваться котлы, созданные с применением принципов и технологий, характерных для первой половины XX века. КПД промышленного котла составлял в среднем 60–65 %. В развитых же странах КПД котлов аналогичного размера и назначения редко бывал ниже 80 %. Увеличение теплового КПД китайских котлов до мирового уровня позволило бы снизить потребление угля на 60 миллионов тонн в год. Для того чтобы добиться этого, ГЭФ при участии Всемирного банка и Правительства Китая профинансировал один проект.

Цель проекта состояла в сокращении выбросов парниковых газов, снижении общего количества взвешенных частиц и уменьшении объемов выбросов двуокиси серы (SO2) и окислов азота (NOx). Это предполагалось сделать за счет разработки экономичных энергоэффективных и более экологичных промышленных котлов; массового производства и продвижения улучшенных моделей котлов, отвечавших эксплуатационным требованиям; широкого распространения более энергоэффективных и экологически безопасных технологий путем укрепления организационных структур, улучшенного обмена информацией и реформирования политики в сфере энергоэффективности и защиты окружающей среды.
План проекта ГЭФ

Ниже перечислены компоненты проекта с указанием их стоимости и суммы финансирования со стороны ГЭФ.

Модернизация имеющихся моделей котлов, общая стоимость — 53,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 16,5 миллиона долларов.

Установка новых моделей котлов с высоким КПД, общая стоимость — 44,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 13,7 миллиона долларов.

Техническое содействие и обучение производителей и потребителей котлов, общая стоимость — 2,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 1,3 миллиона долларов.

Контроль и оценка, управление реализацией проекта, общая стоимость — 2,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 1,3 миллиона долларов.

ГЭФ финансировал дополнительные издержки по проекту, рассчитываемые как разность между стоимостью «альтернативы ГЭФ» и «базового проекта». Стоимость статьи «базовый проект» определялась как сумма расходов, которые понес бы Китай при самостоятельном удовлетворении существовавшего спроса на промышленные котлы. Дополнительные расходы — это расходы, понесенные производителями котлов при покупке современных технологий, в том числе затраты на лицензирование, инженерно-техническое обеспечение, выборочную закупку и коммерческую демонстрацию. Также в состав дополнительных расходов включены расходы на модификацию производственных помещений для изготовления более энергоэффективных котлов. Общая сумма дополнительных расходов производителей котлов при реализации статьи «альтернативы ГЭФ» составила примерно 30,2 миллиона долларов США. Для обеспечения жизнеспособности и эффективной реализации проекта потребовалось дополнительно 2,6 миллиона долларов США. В эту сумму вошли расходы на мониторинг, оценку и управление его реализацией. Таким образом, общая сумма финансирования по данному проекту со стороны ГЭФ составила 32,8 миллиона долларов США, а сумма привлеченных инвестиций Всемирного банка и Правительства Китая — 68,6 миллиона долларов США.

Статья предоставлена журналом «ЮНИДО в России»:Работа ГЭФ в России: Возобновляемые источники энергии. Энергоэффективность.

Просмотров: 1057 | Добавил: georg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Расчет элеватора
Чтобы получить программу укажите ваше имя и E-mail, ссылка придет вам на почту
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz